История лицея

  • 1903 г. - Женская прогимназия
  • 1916 г. - Прогимназия становится женской гимназией
  • 1920 г. - Трудовая школа 2-ой ступени
  • 1926 г. - Открываются 10-е классы
  • 1941-1945 гг. - Школа принимает эвакуированных детей, работает в три смены целыми классами уходят ученики на фронт
  • 1954 г. - Школа становится смешанной (мальчики и девочки обучаются вместе)
  • 1966 г. (4 февраля) - Принято решение городского совета о строительстве нового здания
  • 1966 г. (6 сентября) - Школы № 22 и № 91 объединяются в одну и размещаются в выстроенном здании
  • 1966 г. - Участники финальной игры «Зарница» в г.Севастополе
  • 70-е годы - Разворачивается работа по краеведению
  • 80-е годы - Открываются первые профильные классы
    1993 г. - Школа становится гимназией
  • 1997 г. - Меняется статус – школа с лицейскими классами
  • 2002 г. - Школа аккредитована как Лицей № 22 «Надежда Сибири»
  • c 1947-2003 гг. – 289 медалистов

На рубеже XIX—XX веков в городе Новониколаевске, в пятистах метрах от символического центра Российской Империи, был основан будущий лицей №22.

В центре города, на пересечении улиц Михайловской и Кабинетной (по другим источникам — Промышленной и Кабинетной), а ныне это пересечение улиц Вокзальной Магистрали и Советской, было построено двухэтажное здание. На его фронтоне высечена дата: «1903 год». Эту дату принято считать датой основания нашей школы, так как в нем на первом этаже размещалась женская прогимназия — учебное заведение, соответствующее 4-м классам гимназии и ставшее прародительницей современного 22-го лицея.

Начальницей прогимназии назначается Александра Алексеевна Адамович, русский язык преподаёт Юлия Иосифовна Табовея, французский — Анна Ивановна Анисимова.

18 октября 1913 года педагогическим советом утверждается обязательная единая форма для гимназисток: платье простого покроя с длинным рукавом и закрытым воротом, передники будничные — черные, праздничные — белые, 10 марта 1914 года введена летняя форма голубого цвета и единые прически для учениц.

В курс обучения прогимназии включались следующие предметы:

Закон Божий;

  • русский язык и словесность;
  • математика;
  • география всеобщая и русская;
  • естественная история;
  • история всеобщая и русская;
  • физико-математическая и физическая география;
  • педагогика;
  • чистописание;
  • немецкий и французский языки;
  • рисование;
  • гигиена;
  • рукоделие;
  • латинский язык.
  • В аттестате всегда указывались: социальный слой (мещанин, крестьянин), вероисповедание (обычно — православное) и оценивалось поведение.

При отличных успехах ученица награждалась золотой медалью. В аттестате стояли подписи председателя педагогического совета (Степанова Л. Л., т. Максина), начальницы А. А. Адамович, законоучителя Н, Николаева, членов педагогического совета: Анисимова А. И., Ковалевская А. П., Петрова Н. А., Смирнова А, С, Юфе-рева М. И., т. Кузнецова, Габович Ю. Г., Налетова М. В., Брызгалова Н. А, Львова К. А. и др. (обычно — 4 человека) и секретаря педагогического совета (Юферева М И, Кузнецова, Смирнова А. С., Ковалевская Л. П.).

Регулярно проводились заседания педагогического совета Новониколаевской женской прогимназии (с 1916 года — 2-й женской гимназии). На них обязательно присутствовали начальница, законоучитель, председатель педсовета и несколько членов. Очень часто в один день обсуждалось несколько тем. Например, 10 марта 1914 года было рассмотрено 7 проблем: «успеваемость и поведение за 3-ю четверть» — протокол № 5; протокол № б — «вопрос о мерах к поднятию учебно-воспитательной части», «введение летней формы»; протокол № 7 — «вопрос о введении пения»; протокол № 8 — «вопрос об устройстве литературно-вокального вечера»; протокол № 9 — «вопрос об увеличении числа уроков русского языка и словесности в 3-м, 4-м и 5-м классах, уроков алгебры в 5-м классе»; протокол № 10 — «вопрос о введении музыки»; протокол № 11 — «вопрос о выборе учебников для 4-го и 5-го классов».

Одна из важнейших тем для обсуждения заседаний педсовета — прием новых учениц в гимназию. В соответствующих протоколах было отражено следующее: имена учениц, которых нужно принять без экзаменов на основании представленных документов; имена учениц, которых нужно допустить к испытаниям и тех, которым нужно отказать в приеме; принятие «для производства письменных экзаменационных испытаний: по русскому языку — диктант (для 1-го, 2-го и 3-го классов ); по арифметике — задача.

Например, задача для 2-го класса:

«Два куска сукна одного и того же достоинства стоят вместе 1666 рублей. Первый кусок заключает в себе 129 аршин. Сколько аршин во втором, если известно, что 17 аршин того сукна стоят 119 рублей?».
Обсуждались педсоветом и такие заурядные темы, как установление расписания, покупка книг и учебников для школьной библиотеки, вопрос о выборе секретаря педсовета.

1916 год. Растёт город, увеличивается население, на базе прогимназии открывается вторая женская гимназия. Теперь А. Адамович становится директором этой гимназии.
После Октябрьской революции школа не один раз меняла своё название: 1920 год — Трудовая школа второй ступени № 4; 1926 год— общеобразовательная средняя школа № 22.

Почти не сохранились документы о нашей школе до 1940 года. Но всё же поступили некоторые сведения о 22-й школе 30-х годов от Речко Людмилы Ивановны, которую помогла найти Баннова Раиса Григорьевна. Вот воспоминания Речко: «Я училась в 22-й школе с середины второго класса до 1941 года. Наша школа в то время была достаточно известна по городу и являлась образцовой. С районных, городских и областных олимпиад ученики всегда возвращались с дипломами и грамотами, занимали призовые места.
Мы учились в двухэтажном кирпичном здании, которое находилось на улице Советской (на месте, которое сейчас занимает высотное здание Росгосстраха). На первом этаже располагался актовый зал, где проводились все торжественные мероприятия (вечера, линейки, где ребят посвящали в октябрята, пионеры и комсомольцы). Особенно мне запомнился праздник, посвящённый столетию со дня смерти Пушкина, где проводился конкурс на лучшее оформление макетов по произведениям Александра Сергеевича, на котором я сделала макет по сказке «О попе и его работнике Балде». В школе также была библиотека.
Почти все занятия проводились в одном классе, Только когда у нас была ботаника или анатомия, которую вёл П. ф, Босляков, химия или физика (преподаватель — Е. С. Скворцов), тогда мы уходили в специальные кабинеты. В нашей школе изучался иностранный язык — немецкий, который преподавала Колдина Мария Лавровна.

По численности человек классы были достаточно большие (в среднем более 30 детей). Учились в две смены. Формы у нас сначала не было, а потом ввели простое шерстяное платье (для девочек) с фартуком.

Годы войны — это особенная страница в истории нашей школы...

Город находится в тяжелых условиях военного времени. Но работают фабрики, заводы, живет и работает и наша школа. Теперь здесь учатся не только новосибирцы, но и дети, эвакуированные из Москвы, Ленинграда и других городов.

Здание школы было небольшим, поэтому учиться приходилось в три смены: первая смена начиналась в 7 часов утра, третья заканчивалась в 10 часов вечера. Школьники не только учились, они, как могли, помогали фронту: сшивали кусочки меха, из которых потом делали рукавицы для воинов, ходили на мебельную фабрику зашкуривать лыжи для армии. «Ученики старались принять участие во всем, что касалось жизни города, что могло помочь выстоять, выдержать, победить: готовили к открытию Оперный театр, где чистили кресла в зрительном зале, убирали помещения театра, выступали с концертами в госпиталях.
Неделями не было занятий, потому что мы много работали, но работу нам давали по силам: разгрузить, убрать, подмести, — вспоминает Раиса Григорьевна Баннова. — Развлечений в то время было, конечно, мало, но мы использовали любую возможность отдохнуть. Например, ходили в театры и на концерты, которые были эвакуированы из Москвы и других городов».
Из воспоминаний Людмилы Антоновны Коряк: «Первое военное лето мы провели в Завьялове, куда выехали для сбора лекарственных трав, ягод и грибов... Каждую военную осень выезжали в совхозы для сбора урожая овощей и зерновых. На том месте, где сейчас находится здание кинотеатра «Победа», располагался эвакуированный из Ленинграда 208-й военный завод, и те из нас, кто рвался на фронт (а мы не могли туда попасть, потому что нам было по 14-15 лет), устраивались работать на этот завод учениками токарей, фрезеровщиков...».
«В октябре 1942 года, — рассказывает Идея Марковна Барановская, — в школу пришли представители приборостроительного завода и предложили старшеклассникам пойти работать на завод ввиду больших трудностей с кадрами. Понимая напряженную обстановку на фронте, большинство учеников нашего класса откликнулись на призыв делегации завода и пошли туда работать. Вспоминаю, как было страшно нам, по сути детям, добираться на смену к 12 часам ночи, и трудно было работать в ночную смену, когда в 4-5 часов ночи мучительно хотелось спать. Но, работая на шлицовке деталей, мы старались преодолеть это желание вздремнуть, так как станок включен и каждую минуту нам грозила опасность получить травму.
Бывало и так: когда нужно было срочно закончить заказ, со смены нас не отпускали и мы работали до тех пор, пока не заканчивали выпуск новой партии оружия. Все это было далеко не просто, так как мы должны были работать в три смены. Учителя нашей школы перестроили расписание занятий так, чтобы мы смогли работать на заводе и продолжать учебу. Преодолевать трудности на работе нас учили наши старшие товарищи, наши наставники, которые давали нам добрые, мудрые советы».
«Энтузиазм был небывалый, — вспоминает М. В. Тарелкина, бывший преподаватель школы № 22, которая в военное время ездила со школьниками в колхозы на уборку урожая, — но этот энтузиазм в детях нужно было поддерживать. И учителя были рядом, они вели мальчишек и девчонок за собой, воспитывали в них самое главное: любовь к Родине, чувство долга, понятие чести».

До 1943 года директорами школы № 22 были К. К. Брыснев, Д. П. Толмачев, Н, И. Шитов, Н. И. Мыльников, И. Л. Бергер.
С 1943 года директором школы начала работать Л. В. Днепровская. Любови Васильевне было тогда 30 лет, а всего директором школы № 22 она проработала 26 лет, ушла на пенсию в 1969 году. Л. В. Днепровская очень требовательно относилась к подбору кадров, освобождая школу от случайных людей. Она умела ценить талантливых учителей, и поэтому коллектив, в основном, состоял из педагогов-профессионалов: М. В. Мышляева, М. Л. Буэль, К. Н. Поломошнова, Л. П. Ожогина, В. И. Чукмасова, А. И. Файбушевич.
Днепровская Любовь Васильевна всегда стремилась внедрить новое в учебный процесс. В 1958 был открыт университет в Академгородке, и она в числе первых директоров установила контакты с преподавательским составом. Систематически приглашались физики, математики для проведения лекций и олимпиад среди старшеклассников.

В 50— 60-е годы был внедрен лекционный метод, приглашались интересные лекторы. Когда начали вводить уроки труда в 9-10-х классах, эти часы стали использоваться для профориентации, и у наших старшеклассников началась интересная жизнь. Та специализация, профориентация, которыми сегодня за нимается наш линей, была успешно апробирована и внедрена в те годы Л. В. Днепровской.
В школе в течение многих лет ощущалась ориентация учащихся на университетское образование, и главную роль в этом играла Днепровская. Начиная с 1959 года, ежегодно в университет поступало по 18—20 человек, а в 1964 году, когда в выпуске было 22 медалиста, большая часть выпускников поступила в университеты.
Вот воспоминания о 50-х годах Троицкой Д, Л., бывшей учительницы литературы в школе № 22: «И учителя, и ученики очень любили свою школу, это проявлялось и в улучшении учебы, и в отношении учеников к общественной работе (дежурства по постам). Ребята любили и само здание школы, хотя оно и было очень маленькое. На первом этаже располагался небольшой вестибюль, буфет, кабинет директора, гардероб и несколько комнат для младших классов. В школе работала ученическая организация — учебный комитет (уч-ком), который следил за порядком. Раз в год, в начале мая, перед экзаменами в школе проводилась генеральная уборка (включая побелку кабинетов).
Ребята в школе были талантливые. Они, например, устраивали подобие картинной галереи: из журналов «Работница» и «Огонек» вырезали картины и развешивали на стенах лестничных пролетов. Работал театр кукол и теней. Кружки в основном были предметные, или такие как, например, «Кружок любителей русского слова», где дети писали очерки, драматические сценки, высказывали свое отношение к различным проблемам.
Наша школа имела один из самых талантливых хоровых ансамблей в районе, и, когда проводился смотр художественной самодеятельности, хор школы № 22 практически всегда был самый лучший. Но некоторое время этот хор своей славе был обязан ученице — Нине Астафьевой (выпуск 1955 года), которая в будущем стала певицей Оперного театра г, Новосибирска (факты ее судьбы есть в книге В. Ролли «Большой театр Сибири»), соцсоревнования в то время были запрещены, но они жили в виде рейтингов по учебе и в олимпиадах.
Что касается жизни учителей, то можно сказать, что они, безусловно, внесли огромный вклад в жизнь школы и учеников. Они тратили личное время и бесплатно занимались с отстающими ребятами, готовили медалистов, но нисколько не жалели об этом.
Каждый учитель имел один свободный день в неделю (литераторы — пятницу, химики и физики — понедельник) на первой неделе учителя ездили на курсы усовершенствования, на второй — участвовали в методобъеди-нениях, свободные дни на третьей и четвертой неделях учителя использовали по усмотрению».
С 1954 года школа вновь становится смешанной, теперь в ней обучаются и мальчики, и девочки.
В 60-е годы здание школы уже не может вместить всех желающих. Здание сильно обветшало, скрипел пол, сыпалась штукатурка... Требовался и капитальный ремонт, и реконструкция школы. По техническим причинам это оказалось невозможным, и поэтому решено было строить новое здание школы поблизости, на ул. Советской. Много усилий приложила Л. В. Днепровская для строительства новой школы. Она добилась, чтобы Сибгипротранс стал нашим шефом. Именно этот институт на общественных началах привез из Москвы тогда самый лучший проект школы. Бесплатно была составлена смета.
И вот, наконец, 4 февраля 1966 года заложен первый камень строительства 6 сентября 1966 года в новое школьное здание вошли дети и учителя двух школ: 22-й и 91-й.
Началась новая история школы № 22.
Перед администрацией встала достаточно сложная задача: из двух коллективов создать один, слаженный и дружный. Нелегко складывались отношения в педагогическом коллективе, но большинство учителей объединяла любовь к детям, профессионализм, ответственность. И через 5 лет все сгладилось, появились новые люди, которые внесли в жизнь школы свежие идеи, замыслы.
С 1969 года директором школы № 22 становится Анфиса Александровна Кугушева. Новый директор, новый коллектив...
Говоря об истории нашей школы, нельзя не назвать имена таких учителей, как Макова Полина Исааковна, Гибина Капитолина Алексеевна, Лебедкина Елена Михайловна, Тарасова Анна Денисовна, Щавелева Лидия Михайловна А. А. Кугушева.
Несколько слов хочется сказать и о старейших учителях младших классов, работавших в нашей школе в 30-50-е годы: заслуженные учителя России — Поломошнова Клавдия Никаноровна, Ожогина Александра Петровна; отличники народного просвещения — Полянская Таисия Ивановна, Никифорова Евдокия Петровна Все они — учителя по призванию, и основа этого призвания — любовь к детям, а смысл жизни — в постоянных поисках, более совершенных приемов передачи знаний, кропотливая работа с каждым ребенком.
В 60-е годы начальная школа переходит на новые программы, внедряет новые методики обучения чтению, грамматике, математике, так называемые программы Занкова, Данилова.
«Первопроходцами» в нашей школе были Елена Витальевна Чаднова, Маргарита Ивановна Мануйлова, Елена Михайловна Лебедкина, знающие, дотошные, добросовестные. Много интересного внесли в работу младших классов учителя Шипачева Тамара Лаврентьевна, Дуль Римма Васильевна, Ческидова Валентина Петровна, Тверитина Инна Петровна. Каждый из них по-своему интересно работал с классом.
Нельзя не сказать о прекрасной учительнице Никитиной Анне Сергеевне, которая привила многим любовь к английскому языку. В юбилейный для школы год, к сожалению, с нами уже нет многих из тех, кто является частичкой истории школы № 22: Генриетта Александровна Динель, Елизавета Степановна Чингаева, Полина Исааковна Макова, Надежда Астафьевна Клевакина, Екатерина Емельяновна Бабенке, Мария Семеновна Королькова. Словно о каждой из них написаны строки: Полина Исааковна, Гибина Капитолина Алексеевна, Лебедкина Елена Михайловна, Тарасова Анна Денисовна, Щавелева Лидия Михайловна, А. А. Кугушева
И нельзя сказать, что нет тех, с кем выпало расстаться,
Ведь, уходя, оставить свет — Это больше, чем остаться!
В те 70-е годы зародился и формировался замечательный ансамбль — гордость школы № 22.
Тогда было традицией каждые два года проводить смотры художественной самодеятельности среди школ города. Первые годы руководила ансамблем Рынкова Нина Матвеевна, преподаватель детской музыкальной школы № 6.
Кроме школьного ансамбля много еще интересного и незабываемого было рождено в нашей школе в 70—80 годы. На протяжении этого времени сотни учащихся с поисковой и познавательной целью шли и ехали по стране под руководством В. Н. Пашеевой, А, Д Тарасовой, Р. В. Приступы, А. Н. Черушниковой.
Над школой шефствовал Сибгипротранс, где работало большинство родителей учеников, и, когда начиналось лето, шефы оказывали помощь в организации путешествий. Маршруты летних походов были самыми разнообразными, и юные географы познавали свой необъятный край — Сибирь. Посетили Саяно-Шушенскую и Красноярскую ГЭС, осуществили поход в Восточные Саяны на р. Казыр, к кошурниковским местам, собирали материалы о Кошурникове в Томске, побывали в Новокузнецке, Абакане, Таллинне, Киеве, Крыму, Москве, в Средней Азии, Саянах, на озере Байкал и т. д.
Большое значение в школе имело самоуправление, шефская помощь пионерской и комсомольской организаций.
В 70-е годы одним из методов работы было военно-патриотическое воспитание: подготовка ребят к защите Отечества, воспитание уважения к участникам ВОВ, памяти защитников Родины, организация дежурства у монумента Славы павшим в борьбе с фашизмом (пост № 1). Эту работу координировал военрук Зубарев В. М.; и через пионерскую игру «Орленок» и «Зарница».
Любимой игрой в те годы была «Зарница». В 1976 г. ученики школы завоевали первое место в областной игре г. Севастополе. Возможно, все это способствовало тому, что многие выпускникы школы за 1967—1986 годы стали офицерами. Среди них Вячеслав Захаров, погибший в одной из самых тяжелых войн нашего времени в Афганистане.
С 1973 по 1975 годы директором школы был Н. И. Кузенко. С 1975 года директором школы становится А. С. Попова, работавшая в нашей школе завучем.
Более 40 лет проработала Антонина Савельевна в школе № 22 учителем, завучем, директором. За годы своей педагогической деятельности она выпустила не одну сотню учеников, и каждый выпуск показывал высокое качество знаний: 80—90 % — четверки и пятерки. Были выпуски, где по 20 учеников получали медали за отличную учебу.
В 1978 году директором нашей школы стал Михаил Егорович Ивакин, который пришел из школы № 168, где преподавал математику. Восемь лет он был бессменным капитаном и рулевым школы № 22. Человек исключительно добросовестный, в совершенстве знающий свой предмет, с которым было легко и хорошо работать.
В те годы активно работала комсомольская организация, которую в 1985-1986 годах возглавляли Аня Груцина и Аня Лобанова. Завучем по внеклассной работе был Аркадий Викторович Бауло — молодой, энергичный, задорный. Какие интересные вечера, концерты, спектакли организовывались комсомольцами. Этот отрезок истории нашей школы отличался оживлением кружковой работы. Именно тогда школа занимала призовые места на районных олимпиадах не только по биологии (что было давно и как-то достаточно прочно укоренилось), но и по математике и по физике.
Проводились совместные вечера учительского коллектива и комсомольской организации, где в концертной части обязательно принимал участие учительский ансамбль и директор Михаил Егорович Ивакин.
С 1986 года по 1990 год директором школы была Нелли Михайловна Сафина, до этого длительное время работавшая в нашей школе учителем математики. В эти годы был создан Музей боевой и трудовой славы, большое внимание Нелли Михайловна уделяла здоровью школьников, были оборудованы и открыты кабинеты ЛФК, зубной.
В это же время в школе стал функционировать кабинет начальной военной подготовки, открыт тир, признанный лучшим в районе. Нелли Михайловна способствовала организации специализированных кабинетов по предметам, многие из которых были паспортизированы в 1987-1988 годах. По итогам соц. соревнования наша школа дважды завоевывала переходящее знамя района Также в бытность Н. М. Сафиной директором в школе был организован духовой оркестр, на несколько лет украсивший школьные вечера, концерты, дискотеки.
В нашей школе всегда велась борьба за высокую общую и качественную успеваемость. Эти усилия не прошли даром: с 1947 по 1997 годы школа № 22 выпустила более 230 медалистов, из которых 70 — золотые.
Если в 1947/48 учебном году общая успеваемость по школе составила 89 %, то в 1977/78-м она равнялась 99,9 %, и большинство учителей имели 100 % успеваемость. Все учителя повышали свое педагогическое мастерство в методических объединениях. Каждый учитель занимался с учащимися внеклассной работой по своему предмету или через факультативные занятия, или через кружок. Когда успеваемость школьников падала (как, например, в первой четверти 1950/51 учебного года, когда общая успеваемость понизилась на 15 % по сравнению с 1949/50 учебным годом), то парторганизация немедленно постановляла усилить контроль за учебной частью, а именно, в основу работы парторганизации положить борьбу за высококачественную успеваемость и сознательную дисциплину учащихся, принять участие в проведении собраний по итогам состояния успеваемости комсомольцев, увязаться с парторганизациями, где работают родители неуспевающих учащихся, усилить пед. пропаганду среди родителей, потребовать от администрации созыва родительского комитета и руководства его работой. Уже 88 % выпускников 1971/72 учебного года поступили в вузы.
В 70-е годы работало школьное общество «Знание», в котором проводились выступления, читались лекции, доклады.
В воспитательной работе большое внимание уделялось идейно-политическому воспитанию молодежи. В 70-е годы работал кружок для политинформаторов, которым руководила т. Прохорова.
В школе №22 играла немаловажную роль пионерская и комсомольская организация. Успеваемость пионеров и комсомольцев также четко контролировалась парторганизацией. Если в 1-м полугодии 1948/49 учебного года успеваемость пионеров была 85,7%, а комсомольцев — 81%, то в учебном году соответственно — 96 и 96,8 %, а в 1977/78—100%.
Проводились различные вечера («Красная гвоздика — цветок революции» в 1976/77 учебном году), ежегодно 22 апреля проводился праздник, посвящённый дню рождения В. И. Ленина, на котором обычно проводились выпус ки стенгазет, выставки сочинении, рисунков, конкурсы, конференции. Работал клуб «Я — комсомол» (подготовка учащихся к вступлению в комсомол). В пионерских организациях проводилась работа «Дорогой Ленина всегда идти готовы». Проводились экскурсии (например, в 1976 году в осенние каникулы была организована поездка в г. Баку на всероссийский слет, посвященный Кирову), месячники (например, в 1976 г. — «Пионеры и комсомольцы — помощники партии»). В 1879/80 учебном году были оформлены комсомольские, пионерские и октябрятские уголки в кабинетах.
Пионерская и комсомольская организации совершали такие общественно-полезные дела, как сбор металлолома и макулатуры (в 1973/74 учебном году 80 тонн и 19 тонн соответственно), денег в различные фонды (в 1973/74 учебном году: в фонд операции «Чукотка» — 50 рублей, в фонд помощи Вьетнаму — 50 рублей, в фонд солидарности с Чили — 200 рублей); как шефство над ветеранами войны и труда, над обществом слепых; налажена краеведческая работа в школе «Никто не забыт, ничто не забыто».
Старшими пионервожатыми были: Языкова Т. Л., т. Егорова, т. Дубровина, т. Кудряшова и другие.
Большую роль в школе играло самоуправление. Действовали такие сектора, как политический, учебный, хозяйственный, культурно-массовый, физкультурный, по военно-спортивному воспитанию, по всеобучу, пионерский.
В нашей школе всегда работало множество различных кружков, факультативов и клубов с целью развития у учащихся интереса к знаниям. В 1976/77 году уже 80 % учащихся школы заняты в различных кружках и клубах: «Клуб любителей музыки», «За круглым столом», «Клуб юного искусствоведа», «Почемучка», «Звездочка», «Прометей».
Много хоровых кружков для младших, средних, старших классов, вокальные группы, эстрадный ансамбль, танцевальный, школа бального танца, технического моделирования, радиотехники, хор октябрятский (2-3 классы, руководители — студенты консерватории), ритмика, драматический кружок, кружок мягкой игрушки, кройки и шитья — это были кружки для эстетического и нравственного воспитания.
К 1973 г. в школе было 12 факультативов. Особенно хорошо работал факультатив по биологии, его деятельность была известна за пределами школы. Учащиеся работали в нём с увлечением. С глубоким увлечением дети занимались и в математическом кружке.
В 1990 году при активном содействии кафедр общей биоорганической химии, анатомии и физиологии НГМА был создан первый медицинский класс. У истоков его стояли: Любовь Дмитриевна Кашкалда, Антонина Савельевна Попова, Валентина Павловна Деева. Позже эстафету подхватили: Елена Кимовна Зарецкая, Светлана Петровна Ларикова, Людмила Алексеевна Осадчая.
Ребята первых медицинских вспоминают о радостях и трудностях «первопроходцев». Сегодня мы можем гордиться: Ивакиным Павлом, Новоселовым Яковом, Мироновым Андреем, Силаевым Виталием, Костиной Надеждой, Нронинсоном Александром, Урсовой Татьяной и другими выпускниками, посвятившими себя служению медицины.

Одна из важнейших частей жизни учащихся школы №22 — летний отдых и труд, Летний труд — 5-ятрудовая четверть. Ученики выезжали работать в совхоз «Речник» или проходили производственную практику на заводе «Электросигнал», фабрике «Северянка», в г. Бердске на базе электронного завода, на заводе радиодеталей или работали по ремонту школы. В 1980 году 22-я школа по итогам социалистического соревнования 5-й трудовой четверти заняла 1 место в районе.
Школьники отдыхали в летних лагерях (пионерских и комсомольских), на площадке при школе. Дети совершали загородные прогулки, ходили в кино, на экскурсии.
В 2013 году школе №22 - Лицею №22 "Надежда Сибири" исполнилось 110 лет!

Специализированные классы

Тьюторское сопровождение учащихся в профессиональном самоопределении

Спорт

Спорт в лицее

Творчество

ОРКСЭ

Основы религиозных культур и светской этики

Учителям

Олимпиады

О приеме в лицей

Поступление в лицей

Безопасность

Безбарьерная среда

Безбарьерная среда